Как воспитать ребенка правильно в 21 веке?За последний год, по моей личной статистике, примерно в 60% случаев в процессе консультирования и коучинга так или иначе возникал вопрос о сложностях связанных с воспитанием детей, которые родились после 2000 года. И это среди тех родителей, которые интересуются вопросами правильного воспитания своих детей и приходят на консультацию!
Многочисленны жалобы родителей на то, что все их усилия по воспитанию детей безрезультатны. Даже в хороших семьях сталкиваются с тем, что дети неуправляемы и непредсказуемы в своем поведении, хотя родители много времени и сил тратят на воспитание. Очень часто звучит фраза «Я не понимаю своего ребенка!».
В этой статье я не даю методик воспитания, а отвечаю на вопрос «почему не работают методики?». Сегодня нужны уже не просто методики, а кардинально иной подход к вопросу о воспитании. Нужно знать, почему дети 21 века особенные и как родители могут изменять себя, чтобы идти в ногу со временем, а значит, и со своими детьми.
В былые времена умнее считался тот, кто старше. Старших нужно было слушаться и принимать на веру то, что они знают. Так как считалось, что знают они больше, потому что живут дольше.
Сейчас времена изменились. Больше знают те, кто больше учился, учится и продолжает это делать непрерывно. Поэтому возраст перестал быть критерием ума.
Но пожилые люди по привычке считают себя умнее молодых и пытаются их в этом убедить! Они ведь иногда даже понятия не имеют, насколько обширна и элементарно доступна информация в современном мире. А поскольку они этого не знают, то и выводы делают по старинке.
Таким образом возраст к уму в современном мире не имеет никакого отношения. Молодые просто в силу своей осведомленности пользуются доступом к знаниям, а старшее поколение, если не ленится вникать и развиваться, тоже с успехом использует для этого современные инструменты. Например, Интернет.
Но совсем особая категория современных людей – это дети, родившиеся в 21 веке, и, с некоторыми оговорками, молодые люди, родившиеся в 90-е годы 20-го века.
Для них информация – это энергия доступная напрямую из информационного пространства Земли. Они аккумулируют и используют знания автоматично. Такой простой пример: ребенок 2-3 лет спокойно ориентируется в том, как управлять мобильным телефоном, играми на компьютере. Зрелый человек, который считает «пожили – знаем!» очень редко моментально на раз-два справляется с такими задачами. (Конечно, есть исключения, но это именно исключения).
И вот теперь перейдем к вопросу, как воспитать ребенка правильно.В своей статье «Дети 21 века. В чем секрет индиго» я уже писала, что воспитание сегодня бессильно и не справляется со своими задачами. Здесь я хочу пояснить почему.
В комментариях к той статье одна читательница спросила: «И что, раз они уже не воспитуемые, можно и воспитанием не заниматься?» Это был саркастический вопрос, но ответ на него, как ни странно, утвердительный.
– Да, воспитанием детей по старинке в наше время заниматься бессмысленно. Это напрасная трата сил и времени. А результаты стремятся к нулю!
Собственно это мы и наблюдаем, спустя 13 лет после Миллениума. А ответы тут именно в разности восприятия информации взрослыми (родителями, воспитателями, учителями) и детьми, родившимися в новое время – в 21 веке.
Взрослые помнят свой опыт, как воспитывали их. Они знают, что подходило для них и как они воспринимали этот процесс. Сейчас они просто повторяют это на своих детях и внуках. Копируют то, что сработало для их воспитания.
Дети 21 века получают информацию «как есть», напрямую, просто сканируя ее из пространства и дублируют ее в своем поведении. Более того, они не фиксируют полученный опыт, чтобы повторять его стабильно многократно. Они каждый раз создают ситуацию с ноля, с новыми исходными навыками. Порою совершенно противоположными, полученным ранее. И этим они приводят в шок своих воспитателей, которым кажется, что если навык был закреплен, то дети должны его помнить и каждый раз поступать одинаково. А они воздушны и непредсказуемы, эти чудо-дети нового тысячелетия. У них нет ограничений и запретов. Они разные каждую секунду своей жизни и для них это НОРМА, которая заложена в их психоматрицах. Да, именно психоматрица человека и есть причиной того, что так отличает людей 20-го от людей 21-го века.
Родители чаще всего ни о каких психоматрицах не думают и даже не знают. Они хватают «провинившегося» дитя за «шкирки» и устраивают нравоучение по своему разумению. А уже через пару минут эти горе-родители совершают поступки, которые напрочь перечеркивают то, что они сами буквально сейчас «впаривали» ребенку. Ребенок недоумевает и путается, пробует выяснить, что к чему и почему то, что говорят родители и то, что они делают отличается. Но получает новую порцию «правильного воспитания» и понимает, что искать ответ нужно не в семье.
Ребенок переходит на следующий этап познания мира и пробует сканировать социум. Он копирует то, что видит в обществе и опять оказывается неправ. Его воспитывают, а мир вокруг кардинально не похож на картинку из его воспитания.
Как же все-таки наших современных деток воспитывать правильно? Или правильнее спросить, что нужно делать, чтобы наши дети выросли, не растеряв свои уникальные качества в процессе воспитания?
Ответ прост и доступен: воспитатель должен сам быть таким, каким он воспитывает ребенка. Проявлять, применять и олицетворять те качества, которые он пытается привить ребенку.
Вывод еще проще: воспитатели должны воспитывать себя! А воспитание детей должно заключатся в обратной связи от ребенка к воспитателю. Не нужно ребенку рассказывать, нужно у него спрашивать.
Конечно, предполагается, что воспитатель владеет вопросом шире и глубже, чем этот же вопрос понимает ребенок. Так и должно быть. Но дети 21 века в любом случае понимают иначе, что совсем не означает неправильно. Они могут рассказать, как понимают они. И нужно их об этом спрашивать.
Какие вопросы можно и нужно задать ребенку перед тем, как учить его чему-то:
Что он уже знает по этому вопросу?
Пусть расскажет, как он понимает это.
Как можно применить то, что он знает?
Как узнать больше?
После этого можно рассказать ему больше, тогда это будет информация, расширяющая его понимание, а не принуждающая к чужой точке зрения.
В общем, если подвести черту, я веду к тому, что в воспитании детей 21 века необходимо применять технологии коучинга. Это не просто эффективный, но и единственно правильный метод самовоспитания для подрастающего поколения. Ребенок воспитывается сам на своем исходном потенциале, но с помощью людей (родителей, тренеров, учителей), которые понимают коучинг и умеют его применять.
И финальный итог: дети 21 века развиваются в самовоспитании и самосовершенствовании. Очень важно поддержать их в этом правильно и осознанно. Учитесь у них, учитесь вместе с ними, учитесь их понимать. Меняться нужно не им, а нам. Вот что важно. У наших детей сложное будущее. Им предстоит провести нас в новое время и не нужно этому сопротивляться. Чем скорее люди 20-го века поймут это, тем больше облегчат задачу своим детям и внукам.
Когда эта статья была уже практически написана, я получила приглашение на теле-дискуссию в Киеве на тему «Школьное образование: альтернативные методики в украинских школах и отечественная программа «Росток». После этого мероприятия обязательно напишу о своих выводах относительно состояния школьного образования и его перспектив на примере Украины.